Кривоарбатский переулок, дом 10
Все знают в Москве улицу Старый Арбат, по ней можно много бродить, открывая для себя каждый раз что-то новое. Но не менее интересны арбатские переулки, можно сделать совершенно удивительные открытия. Например -- найти совершенно необыкновенный, фантастический дом.
Этот дом стоит в одном из арбатских дворов, найти его нелегко -- за последнее время столько построили вокруг нового! Но когда вы его увидите -- сразу почувствуете, что это -- ОН. Белый дом, который состоит из двух половин, двух цилиндров, которые соединены вместе. Одно огромное квадратное окно смотрит в Кривоарбатский переулок, а все круглые стены покрыты маленькими окнами в форме ромбов. Немного похоже и на соты для пчёл, и на фантастический космический корабль.
Это дом Мельникова -- шедевр авангардного искусства советского периода. Мельников был самым ярким из архитекторов - авангардистов 20-х годов. Архитекторы революционного периода стремились к простоте и функциональности конструкции, они отказывались от внешней декоративности, "красивости". Новое искусство -- и в литературе, и в поэзии, и в музыке и в архитектуре - хотело совсем забыть о прошлом, отказаться от традиций.
Мельников всегда помнил о принципах авангардного искусства, много экспериментировал -- но не забывал о том, что является главным в любом искусстве: о художественном образе, о красоте, об эстетике. Все построенные им дома -- разные и оригинальны по-своему. Они уникальны и не похожи друг на друга, потому что это каждое здание -- это свой неповторимый художественый образ.
Архитектор был известен и очень много строил в 20-е годы: клубы для рабочих, гаражи и павильоны для временных выставок в столице. В 1925 году по его проекту было построено здание Международной выставки декоративного искусства в Париже. В Италии в Милане прошла его персональная выставка в 1933 году. Самые известные дома Мельникова, сохранившиеся в Москве, - Клуб для рабочих имени Русакова, клуб "Буревестник" и собственный дом.
Мельников получил небольшой участок земли в районе Арбата для строительства собственного дома в 1927 году. Для социалистической страны, где в городе ни у кого уже не было частной собственности, это был исключительный подарок. Подарок был знаком признания и уважения Мельникова-архитектора советским правительством и государством. В 1929 году семья архитектора въехала в свой новый дом -- ни на что не похожий ...дом-мечту.
Наверху, над входом было кратко написано "Константин Мельников. Архитектор". Круглый дом окружал небольшой садик, в котором сам архитектор посадил деревья и кусты. Таким образом, дом, который стоял в 2-х минутах ходьбы пешком от многолюдного Арбата, был изолирован от шума большой улицы.
Сегодня, с появлением экологических проблем, возникла наука "видеоэкология". Доктор биологических наук Владимир Филин говорит об элементах "видеоэкологии": человеческий глаз не любит прямых и длинных линий, горизонтальных или вертикальных. В природе нет прямых линий и углов, архитектор, создавая здания, должен помнить об этом. Это важно не только с эстетической точки зрения, но и с психологической. В.Филин отмечал, что лучше всего это чувствовал и понимал архитектор Мельников, который любил повторять: "Архитектура -- игра для глаза".
В доме Мельникова не было острых углов -- все комнаты и помещения были с полукруглыми стенами. В доме не было одинаковых комнат -- архитектор сделал это специально. Окна на разных уровнях, большие и маленькие, шестиугольные и четырёхугольные, высокие лестницы -- всё это была игра с пространством, с формой, с художественным образом. "Красота есть высшая практическая польза" - это слова Мельникова.
Он вложил в проект дома не только свой талант и мастерство, но и душу. Наверное, поэтому дом получился живой. Об этом говорили и вспоминали многие люди, которые приходили в гости к архитектору. Знаменитый русский художник Грабарь: "Никогда не ловил себя на чувстве зависти. Но хотелось бы ТАК пожить!". "Этот дом как плод архитектуры будущего..."- воскликнул итальянский режиссёр Микеланджело Антониони после посещения дома в 1977 году.
К концу 20-х годов быть авангардистом стало уже не модно, а позже - даже опасно. Авангардное искуство - обращённое в будущее, смело экспериментирующее, не признающее авторитетов - больше не соответствовало духу, стилю и содержанию новой, сталинской эпохи. Заказы Мельникову постепенно кончались. После обвинения архитектора в 30-е годы в формализме работы практически не было.
Дом стал крепостью, его крепостью, которая помогла пережить трудное время и сохранить себя. Сын Мельникова, тоже художник, не продал ни одного рисунка или наброска своего отца. Семья архитектора всегда верила, что этот уникальный дом станет однажды одним из музеев Москвы. Хотя имя Мельникова вошло во все мировые энциклопедии по архитектуре, его дом и в Москве и сегодня ещё не стал музеем. Дом беззащитен и может исчезнуть совсем...
Элитная недвижимость подступила совсем близко к маленькой территории архитектора Мельникова. Она давит на маленький белый домик своими затемнёнными стёклами, своими железными заборами. И своей миллионной неоригинальностью, стандартностью, типичностью. Теперь дом Мельникова даже трудно увидеть из переулка -- его заслоняют так неуместные именно в арбатском переулке сверкающие новые здания.
Когда-то французский путешественник, путешествующий по России в 18 веке, маркиз де Кюстин обвинил Россию в подражательности и слепом копировании западных образцов. Ну, что ж -- признаем, что маркиз был во многом прав. Эклектичная архитектура и структура Москвы -- самое очевидное доказательство. Но ведь были в истории периоды, когда именно в России рождалось нечто совершенно новое, оригинальное и настоящее! И послереволюционный расцвет русского авангардного искусства -- самый убедительный контаргумент против суждения француза.
Часто таланты именно на родине признают в последнюю очередь. Так и в России: не в том проблема, что здесь нет талантливых, умных и одарённых, а, увы, в том, что они никому не нужны -- ни раньше, ни теперь. Сегодняшний аргумент: то, что не продается, - кому нужно? Сын Мельникова не продал ничего из наследия отца, а ведь, наверное, мог получить немалые деньги. Но хранил -- для музея, для Москвы, для истории. Поэтому и дом его отца никому не нужен -- это не "бренд Мельников", его нельзя "раскрутить", нельзя продемонстрировать друзьям и знакомым, как модный костюм или машину. Этот объект по-настоящему красив, и поэтому внешне слишком прост. Ещё помните мудрую сказку Андерсена "Свинопас": принцесса не могла похвастаться при дворе настоящей розой и настоящим соловьем. Поэтому она не приняла драгоценные подарки, а отвернулась от них с обидой -- "Фи, папа, они же настоящие...!".
О музее Мельникова читайте здесь
![]() |
Page at: 2025-05-20 00:12:12 UTC. Session up to: 2025-05-20 00:42:12 | Query time: 304 мс lrwi-textcase:text Powered by CIPA |