Летом 1900 года на Малой Никитской началось строительство роскошного особняка для Степана Павловича Рябушинского. Малая Никитская в те годы выглядела очень провинциально: невысокие деревянные или каменные дома, куры, гуляющие по улицам. Чтобы разместить здесь городскую усадьбу с богатым, красивым домом, внутренним двором и прачечной, дворницкой, кладовой, гаражом и конюшней - требовался опытный архитектор. Заказ на строительство получил Фёдор Осипович Шехтель (1859--1926). Когда началось строительство дома на Малой Никитской, Рябушинскому было 26 лет. В архитектуре его дома можно найти английские и мавританские черты. Внутренний дизайн, участие в создании которого принимал М.А.Врубель, очень красив.
С 1919 г. в здании размещалось государственное издательство (Госиздат), с 1925 по 1931 - Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей, а затем особняк был передан Максиму Горькому. В 1965 году здесь открылся музей писателя.
Сам Горький не участвовал в выборе своего жилища и не высказывал никаких пожеланий.
Известен такой случай. Однажды какой-то гость поднял тост "За хозяина дома!". Горький очень рассердился и спросил: "За какого хозяина? Я не хозяин этого дома. Хозяин - Моссовет!", - после чего встал и вышел из комнаты. Уникальные витражи, паркет из ценных пород дерева, живописные потолки, роскошные люстры, - дом на Малой Никитской не соответствовал вкусам писателя из народа. Горький не раз говорил о нём: "Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что".
Главной изюминкой дома стала парадная (главная) лестница, сделанная в форме волны ("тающая лестница"). Мраморные волны, выкидывающие высоко вверх люстру-медузу, зеленоватые стены, цвет которых похож на цвет морской воды, ручки дверей в форме морского конька создают картину подводного мира.
Шехтель продолжил эту игру и в оформлении остальных комнат - растительные мотивы, морскую тематику можно встретить во многих деталях интерьера. Есть в особняке и свои секреты - тайная молельня, расположенная в северо-западной части дома; с улицы её не видно. Небольшая комната очень похожа на древнюю церковь. Чтобы пройти в тайную комнату, нужно было подняться на второй этаж, пройти по узкой галерее и вверх по чёрной лестнице. Посторонние и не догадывались, что в доме есть такое помещение.
Гостиная была самой большой комнатой в доме. Постоянное место Горького за столом отмечено чайным прибором. Здесь проходили встречи Горького с многочисленными гостями. Почти все известные писатели 1930-х годов побывали у Горького - его дом заменял им писательский клуб.
В кабинете писатель работал с 9 утра до 2 дня. Во второй половине дня Горький занимался здесь рукописями начинающих писателей, редакторской работой, отвечал на письма. Рабочий стол (у окна), большой, выше обычного и без ящиков, был сделан по просьбе Горького - за таким столом он привык работать. Вдоль стен - шкафы, где разместилась огромная коллекция - Горький собирал резные работы из кости мастеров XVIII-XX веков (нецки)
В спальне только самое необходимое. В шкафу - личные вещи и одежда. Книжная полка, на которой расставлялись книги для ежедневного вечернего чтения. В последнем подборе оказались: "Народные русские сказки", произведения русских и французских писателей и поэтов. Иногда Горький в шутку называл себя "профессиональным читателем". На тумбочке около кровати - фотография старшей внучки Алексея Максимовича - Марфы. Это одна из самых последних фоторабот сына - Максима Алексеевича. Он скончался 11 мая 1934 года от крупозного воспаления легких. Эту потерю Горький фактически не смог перенести и пережил сына лишь на два года.
Page at: 2025-01-17 16:01:45 UTC. Session up to: 2025-01-17 16:31:45 | Query time: 614 мс lrwi-textcase:text Powered by CIPA |